Blue Flower

Осень, холод, дождь, - а отдохнуть на воде хочется. Хочется уйти от проблем на работе, развеяться…
У нас образовалось 3 дня, когда можно было отдохнуть. Куда поехать? На юг – дорого, да и времени мало.
Поехать на турбазу или в подмосковный пансионат? – не везде еще включили отопление, да и холодно уже у реки, а хочется перемены мест, новых впечатлений.
Предложение поступило как всегда неожиданно - в последний день летней навигации (26 сентября) уходил в затон на зиму рейсовый теплоход, работающий на линии Москва – Астрахань – Москва «Н.А.Некрасов».
Мы решили рискнуть и объединить путешествие на теплоходе, отдых на воде и просто экскурсии в города, которые теплоход будет проходить.
Оказалось, что наша компания была на борту одна – весь теплоход был в нашем распоряжении. А поскольку теплоход следовал до Н.Новгорода, с заходами в Углич, Ярославль и Кострому - мы посетим и эти города.
Вопросы питания и проживания были разрешены самым лучшим образом – мы выбрали каюты 1 класса на верхней палубе и обговорили с работниками ресторана меню на все дни путешествия.
Так как отход теплохода с северного Речного вокзала Москвы был в 19 часов, мы, отработав полноценный рабочий день, попали с «бала на корабль» и отключились от всех проблем и забот, связанных с работой, городом, домом.

Путешествие по каналу им. Москвы и водохранилищам представляет интерес не только с эстетической точки зрения – мимо проплывают пейзажи золотой осени – красотища неописуемая, но и с технической – гидротехнические сооружения канала и шлюзы поражают своей масштабностью и четкостью работы, а ведь простроено это было в 1935-37 годах вручную с применением минимального количества техники, силами наших соотечественников.
При проходе через шлюзы вспоминаются рассказы сослуживца –ветерана, участника строительства канала, который, попав на 10 лет без права переписки, вышел с орденом Красного Знамени и благодарностью Правительства.
Утро встретило нас в Дубне, здесь канал выходит в большую Волгу – слева Московское море и путь в Тверь, а прямо, за последним шлюзом, где до сих пор стоит огромный монумент Ленина (а напротив него остатки монумента Вождя всех народов), под которым проходит туннель автодороги Москва-Дубна выход в Волгу и мимо набережной в Дубне дальше вниз по реке.
Осенняя река интересна по-своему. По берегам лишь изредка увидишь одинокого рыбака либо людей, просто сидящих на берегу
Очень много зем. снарядов и барж с песком - углубляют русло, обмелевшее за это жаркое лето (в водохранилище видно, что уровень воды понизился примерно на 2-3 метра).
На встречу попалось несколько путешественников на больших катерах, но выглядели они не очень весело – холодно, а места на борту мало. Сидят, все закутанные во все теплое…
По берегам попадаются новопостроенные водные базы – 3-4 крепких деревянных дома, причал, серьезная техника (катера, водные мотоциклы…) – страна потихоньку возрождается.
Вдруг посреди реки на горизонте показалась колокольня – это Калязин- одна из Российских достопримечательностей – «Падающая колокольня» в Волге.
Проходили от нее очень близко, до берега тянется отмель, и местные жители добираются до колокольни почти пешком.
Чем хорошо на теплоходе – можно найти место, где не дует и не холодно, а солнце светит; ловим последние солнечные лучи. И так незаметно приближаемся к одному из грандиознейших гидротехнических сооружений – Угличскому гидроузлу.
Чем интересен этот гидроузел – оказывается это одно из немногих сооружений, которое регулирует уровень воды в водохранилищах – огромная насосная станция перекачивает воду из одного (более низкого по уровню) в другое более высокое.
За шлюзом на берегу расположился древний Углич – место загадочной гибели наследника Российского престола – сына Ивана Грозного царевича Дмитрия.
В городе очень много старинных церквей, а монастырь, ранее использовавшийся для культурного отдыха граждан, ныне действующий и обживается монахами.
Поскольку Углич первый город после Москвы, где останавливаются все теплоходы, идущие вниз по Волге, в основном город живет за счет туристов; есть даже музей русской водки. А так – типичный бедный Волжский город.
После Углича наш путь лежит в сторону Рыбинска. Через 3 часа мы выходим в Рыбинское водохранилище, берегов не видно, волны как на море – романтика… но это было уже ночью, а Рыбинск проходили совсем в темноте.
Утром проснулись от отсутствия дрожи от винтов и ощущения перемещения в пространстве – теплоход пришвартовывался к причалу Ярославля. Стоим 4 часа, поэтому выходим на экскурсию в город.
Мало городов сравнятся с Ярославлем по красоте и какой-то величественной уютности. Город ухожен, красив, люди приветливы. Ярославский кремль просто неповторим. Поднимаемся на колокольню и под ногами простирается весь город: рядом с кремлем теннисные корты и стадион, местные жители дружат со спортом – везде на набережной встречаем любителей бега, на реке тренируются гребцы.
Погуляв по городу возвращаемся на теплоход и попадаем на другую экскурсию. Первый штурман теплохода Ю.М. Машарипов предложил устроить экскурсию по теплоходу и пригласил на капитанский мостик. Здесь все иначе и даже воспринимается все по-другому, чувствуется спокойная уверенность и ответственность людей, управляющих этой махиной – теплоходом (хотя по их комментариям это все очень просто и естественно). Приятно общаться с профессионалами, живущими своей профессией и что самое интересное, даже женщины, убирающие в каютах живут рекой, ее проблемами, кораблем.
Видимость – «миллион на миллион», солнце, ветра почти нет, на верхней палубе просто жарко.
После Ярославля река живая, много теплоходов, барж (в основном нефтеналивных), лодок, маленьких катеров.
Через 4 часа мы прибыли в Кострому, главная достопримечательность города – Ипатьевский монастырь – вотчина Годуновых и Романовых.
Город более бедный по сравнению с Ярославлем, хотя и областной центр. После экскурсии в Ипатьев и закупки сувениров домой (здесь много изделий из льна и дерева) посещаем торговые ряды - они сохранили дух прошлого ( в детстве магазины были такие) и спускаемся через парк к пристани.
Последний вечер на теплоходе проводим на палубе, за нами тащится какая-то баржа, садится солнце, в стаканах искрится душистое крымское вино, а на закуску костромской сыр – просто идиллия.
На следующий день приходим в Нижний Новгород – конечный пункт путешествия.
Экскурсия по городу, набережная, вид на Волгу и Оку с высокого берега местного кремля… Назад, в Москву на поезде.
А утром в Москве шел проливной дождь (хотя все 3 дня путешествия светило солнце) и невольно вспоминается окончание к/ф «Вертикаль»:
«В суету городов и потоки машин
Возвращаемся мы – просто некуда деться…»
А ведь можно в нашей полосе отдохнуть на воде и холодной осенью, просто надо этого очень желать!

Владимир Денисов

Андрей Кириллов