Blue Flower

Итоги сезона: взгляд снаружи и изнутри.

Взгляд снаружи:
16 лет назад я прекратил активно заниматься водно-моторным спортом – надо было воспитывать детей, делать карьеру, просто выживать в то не совсем простое смутное время «перестройки» и дальнейшего упадка нашей некогда большой и великой страны.
Через все эти годы удалось пронести и сохранить ту увлеченность и преданность спорту, заложенную еще в годы существования СССР – нам всем это было просто интересно и продолжает быть интересно поныне.
Благодаря заложенным еще тогда навыкам и принципам сейчас мы руководим фирмами, создаем новые машины и механизмы, занимаемся наукой, причем делаем это иногда лучше чем те, кто не был причастен к спорту.
Все мы повзрослели – нам около или сразу за 40 лет, чего-то достигли в жизни, но детская увлеченность продолжает волновать и не давать просто валяться перед телевизором в свободное время, а влечет, и , как говорит «широко известный в узких кругах» Виктор Задубровский – мы продлеваем детство. Я бы выразил это точнее – пытаемся продлить то хорошее, что в детстве было.
Наверное, исходя из мечтаний, которые были у нас в годы занятия спортом, мы спонсируем гонки, вручая призы прежде всего самым молодым – ведь сейчас мы можем это себе позволить, а они – будущее.
Радует то (на примере водно-моторных гонок) что наиболее представлены юношами дальние периферийные команды и Санкт-Петербург – там, это сложилось исторически, еще с тех времен, когда этот спорт был массовым.
В серьезные классы (мотолодки, скутера) сели дети бывших известных чемпионов.
На соревнованиях в Москве нельзя было не обратить внимание на симпатичную девушку, которая просто мастерски пилотировала лежачий скутер, оказалось, - дочь известного скутериста из Питера.
В «любимых» классах – глиссеров (когда-то я гонял на R-4), наряду с исторически сложившимся чемпионом под №3 (Задубровский – теперь Максим (сын)) появились участники, которые часто едут быстрее , причем двигатели как импортные (HONDA), так и ВАЗ 2108.
Открытием нынешнего года можно считать класс Т-550 – одинаковые красивые лодки, надежные моторы, аккуратно одетые гонщики.
С изумлением встретился с командой из Химок – Андрей Юрченко и Эдуард , с этими ребятами мы занимались спортом в детстве, и вот сейчас «старая гвардия» опять в строю, но на качественно ином (почти профессиональном) уровне.
Больше всего в этом классе радует его финансовая доступность (относительная, конечно) и потенциально возможная массовость – мотор и лодка стандартные и очень хорошего качества. Главное, конечно, красота лодок и спортсменов, что несомненно привлечет новых участников.
Невольно вспоминаются впечатления детства – скутера и оснащение «Мировых» на соревнованиях – А. Чермашенцева, А. Жирова, экипировка и техника сборной Москвы.
Сейчас тоже есть к чему стремиться – техника и экипировка Гарагули из Кургана, и скутера из Москвы и С-Петербурга. В остальном -техника уже старая и не очень опрятная. Не все спортсмены относятся к своей экипировке и соревнованиям как к празднику – общее впечатление от соревнований (внешнего вида спортсменов и техники) прямо скажу не очень. Хочется хотя бы покрасить лодки в яркие цвета.
На соревнованиях, посвященных дню города Москвы, организаторам удалось объединить два вида водно-моторного спорта, были проведены гонки класса Т550 и гонки гидроциклов. Поскольку оба вида достаточно зрелищные – гонщики и техника красивые, зрителей было много, а главное, гонки проводятся интересно и быстро (чего не скажешь о соревнованиях классических водно- моторных гонок, которые обычно проводятся в течение 2х дней и зрителям приходится долго ждать результатов).
Повелось так, что развитие гонок на гидроциклах шло совсем отдельно от водно-моторных гонок. Несмотря на то, что за 4 года достигнут большой прогресс в развитии этого вида спорта , он обособлен от классических водно-моторных гонок.

Взгляд изнутри:
Случилось так, что я приобрел не дорогой сидячий гидроцикл и вдоволь покатавшись летом на водоеме рядом с домом , уже считал себя «почти асом» его вождения (тем более, что навыки экстремального вождения уже были). От предложения принять участие в этапе чемпионата России (в я/к «Алголь» г. Дубна) было трудно отказаться.
Участие было довольно интересным, несмотря на то, что ездил последним, я понял , что при наличии соответствующей техники можно ездить если не на равных с чемпионами, то уж не хуже всех точно (мощность моего гидроцикла была в 2 раза меньше любого из остальных участников).
Что удалось выяснить – вид спорта довольно дорогой (стоимость самого простого гидроцикла начинается от 5000$), плюс к этому надо иметь прицеп для перевозки гидроцикла и автомобиль. Кроме того, экипировка (а хочется быть не хуже всех остальных): гидрокостюм – 200$ , жилет – 100$ , шлем и очки – 300$. Кроме этого для участия в каждом этапе нужен бензин и масло – 80-100$ (с тренировками). Результат подсчета дает ответ на вопрос почему этот вид спорта не развит в других городах, кроме Москвы, Питера и Сочи – наших 3х столиц с уровнем дохода значительно выше остальных городов.
По этой же причине это «директорские гонки»так как почти все спортсмены или занимаются этим полупрофессионально (команды «Автоконцепт»и сборная г. Сочи) или являются состоявшимися бизнесменами (с соответствующими финансовыми возможностями).
Интересен опыт второго моего участия в гонках – соревнования на кубок я/к «Патриот». Мне дали гидроцикл “POLARIS 785 PR0”, и я участвовал во всех видах соревнований: фигурном вождении, спидвее (где одно время даже ехал третьим в полуфинале) и в кольцевой гонке, - удовольствие получил по максимуму, гоночный опыт тоже. Кроме этого почувствовал теплую дружескую атмосферу среди спортсменов и организаторов- все вопросы решаются просто, с улыбками и нет какой-то жесткой конкуренции, всегда присутствующей в водно-моторных гонках.
Надо сказать, гидроциклы удобны для развития также из-за их технической надежности ( техника высокого технического уровня )и компактности – можно тренироваться на любом водоеме, куда удобно подъехать на автомобиле, да и хранить маленький гидроцикл можно в гараже, чего не скажешь о мотолодке, скутере или глиссере.

Некоторые выводы.

Соревнования имеет смысл проводить преследуя две цели: показать, что бывает и к чему можно стремиться, и вторая – привлечь наибольшее количество участников по принципу «такие как ты».
Анализируя впечатления от сезона можно заключить:
Первой цели в полной мере удовлетворяют соревнования гидроциклов и проводить их имеет смысл в крупных городах, с достаточным уровнем доходов, где население не будет злорадствовать по принципу «Богатенькие с ума сходят» (как это было после этапа в г.Иваново).
Второй – соревнования водно-моторные – они и проводятся обычно на периферии, но, к сожалению, порой там даже на покупку недорогой техники нет средств, с этим могут помочь средства спонсоров или местных крупных предприятий при которых раньше организовывались команды.

О спонсорах.

Времена, когда можно было получить спонсорские средства «просто так» - по принципу: «дайте денег, я наклею ваше имя на лодке» - уже прошли. Если раньше (лет 5 назад) спонсорство давало налоговые льготы, то с приемом новых законов это стало не выгодно.
В настоящее время спонсорство в основном осуществляется либо по ностальгии бывшими спортсменами (как описано в начале статьи), либо по просьбе друзей – водно-моторников, бизнесмену всегда можно найти 100-200$ на призы участникам.
То, что развитие спорта требует денег – понятно всем. Вопрос – где их взять?
Участие в гонах гидроциклов навело меня на здравую (как мне кажется) мысль – можно успешно участвовать в гонках и на чужой (взятой на прокат) технике. Тем более, что один из призеров всех гонок чемпионата России этого года участвовал во всех этапах на чужом гидроцикле и довольно успешно (1-2 места).
По аналогии с автоспортом (кубок Лада, формула «Русь») можно сделать стандартный класс: в гидроциклах – сидячие гидроциклы, в водно-моторном - , например, Т550.
Участие в гонках может купить любой желающий - за определенную сумму он получает гидроцикл (мотолодку) на этап, экипировку, обслуживание тренера (тренировки перед гонками) и механика (заправка и обслуживание техники в процессе соревнований и в межгоночный период).
Таким образом можно решить сразу несколько задач: организовать прокат техники, получать средства для ее поддержания и прибыль для вложения в развитие спорта . Кроме этого можно организовать, например, кубок YAMAHA или другой (что будет интересно дистрибьюторам) марки.
Что получает участник за свои деньги:
1. он не имеет проблем с покупкой, хранением, обслуживанием и ремонтом тоже.
2. может принять участие в 1-2 этапах (просто удовлетворить свой интерес) и не участвовать во всей программе гонок.
3. нельзя забывать, что у богатых людей есть дети с амбициями участия в гонках, чем устраивать гонки по улицам города на автомобилях и мотоциклах, пусть чада лучше гоняют в отведенных для этого местах под руководством профессионалов.
4. можно проводить коммерческие гонки в яхт-клубах хоть каждые выходные, таких например, как Адмирал, где победитель определится только по мастерству при прочих равных условиях (на одинаковой технике).

Считаю, что такой подход к развитию спорта позволит привлечь новых спортсменов из среды состоявшихся людей, тем более, что затраты могут быть оптимизированы для получения новых ощущений и приобщения к техническому спорту и не обременительны для делового человека, имеющего свободное время для активного отдыха только в выходные дни.

Владимир Денисов